Профессор-баянист Владимир Ушенин - заслуженный артист России

Статьи

Благодаря и вопреки… (к 60-летию В.В. Ушенина)

Большая часть биографических, автобиографических и юбилейных статей начинается с описания детских лет: в какой семье родился, насколько музыкальной была среда, в которой рос, был ли приобщен к музыке, когда начал обучение игре на инструменте… В тех случаях, когда герой публикации оказывается продолжателем семейных музыкальных традиций, в сознании появляется привычное: «Ну, конечно! Есть в кого!». Не реже, однако, бывает, что, читая о детстве, ловишь себя на мысли: «Удивительно! Вопреки всему талант все-таки проявился!». Такими же разными могут быть отклики на любое последующее событие из жизни героя. Поэтому не случайно два слова – «благодаря» и «вопреки» – вынесены в заглавие этой статьи. Думаю, что каждый человек может назвать обстоятельства, благодаря или вопреки которым он смог стать тем, кем он стал. В музыкальном же исполнительстве этих «если бы», как мне кажется, еще больше.

Чего же было больше в жизни Владимира Васильевича Ушенина – удачного стечения обстоятельств или преодоления преград, взлетов или падений, минут триумфа или разочарования, мгновений откровения или отчаяния? Видимо, было всякое. Но итог очевиден настолько, что вопрос звучит риторично и даже неуместно. Можно просто перечислить основные регалии и достижения Владимира Васильевича: Заслуженный артист России, кандидат искусствоведения, лауреат всероссийского конкурса, профессор Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова, воспитавший более 50 выпускников, в том числе многих лауреатов международных, всероссийских и региональных конкурсов, основатель, руководитель и солист ансамбля «Калинка», автор многочисленных научно-методических статей и нескольких книг по истории исполнительства и т.д. и т.п. Так что, несомненно, результатом Владимир Васильевич может гордиться – благодаря и вопреки всем предшествующим событиям. Теперь о них поподробнее.

Проявить способности Владимир Васильевич смог еще в раннем детстве, поскольку рос в семье музыканта. Отец, профессиональный вокалист и кларнетист, и мать прекрасно пели и учили петь детей. Так что впервые Владимир Васильевич начал выступать с вокальными номерами, стоя на стуле, поскольку иначе его просто не было видно. Вскоре, с восьми лет, началась и игра на инструменте. Выбор в пользу баяна – как дань традиции и популярности – был сделан родителями. Так что благодаря им направление в сторону музыки было определеной.

Уже с первого класса обучения в ДМШ в классе Внукова Владимир Васильевич участвовал во всех концертах – на выборах, в Красных уголках, Домах культуры, отчетных концертах, даже на радио в прямом эфире. Самой серьезной помехой в детстве оказался невысокий рост (как пишет сам юбиляр в своих воспоминаниях, его тогда называли «баян с ножками», поскольку из-за инструмента выглядывали только глаза). Но ни это значительное неудобство (тогда не было специальных моделей, предназначенных для обучения детей – играть приходилось на «настоящих», «взрослых» баянах), ни серьезное увлечение и успехи в шахматах не остановили движения в сторону музыки. В результате после седьмого класса Владимир Васильевич поступил в Ростовское музыкальное училище, в класс Анны Николаевны Крахоткиной.

В этот период параллельно с обучением началась «профессиональная практика» – музыкантом в пионерских лагерях, аккомпаниатором и иллюстратором в различных учебных и самодеятельных ансамблях и оркестрах, причем не только на баяне, но и на домре. Очень важно, что отец, сам занимавшийся преподавательской работой в культпросветучилище, руководивший несколькими коллективами народных инструментов, привлекая в помощники сына, невольно выступал в роли наставника. Думается, что именно опыт, приобретенный в эти годы, оказался бесценным при создании ансамбля «Калинка». Ведь знание специфики струнных щипковых и исполнительские навыки игры на них определили высочайший уровень компетентности Владимира Васильевича в роли руководителя ансамбля и аранжировщика.

На четвертом курсе училища, по словам самого юбиляра, он окончательно осознал себя профессиональным музыкантом. И выбор, и подготовка выпускной программы по специальности по причине болезни педагога легли на плечи выпускника. Подбор произведений говорил сам за себя: Бах – Чакона, Глинка – Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», К. Мясков – Фантазия на закарпатские темы, Чайкин – Токката. В начале 60-х гг. в среде баянистов уже достаточно четко обозначились два «лагеря» – тех, кто предпочитал играть традиционные обработки народных мелодий и тех, кто ориентировался на академическую традицию. И поскольку оригинальной музыки было написано еще очень мало, то в основном играли переложения. Свою любовь к фольклорной музыке Владимир Васильевич реализовывал, играя в многочисленных ансамблях и оркестрах народных инструментов, в сольном же исполнительстве на баяне он практически полностью окунулся в стихию классики.

Продолжить академическое образование в Ростове в те годы было невозможно, поскольку музыкальный вуз еще не был открыт. Поэтому в 17 лет Владимир Васильевич поступил в Саратовскую консерваторию в класс профессора Б. И. Скворцова, заведующего кафедрой, эрудированного человека, большого энтузиаста и прекрасного музыканта. Именно он определял темп и направленность занятий, задавая огромное количество фортепианной и органной музыки; именно он вдохновлял, привлекая к большому количеству концертов и поездок.

Воспоминания о студенческих годах полны самых разных впечатлений: занятия, концерты, гастроли, работа, общение с друзьями и коллегами «по цеху», шахматы, коньки, лыжи, студенческие лагеря на природе… и опять уроки, лекции, экзамены. Занятия музыкой принимали порой самые различные формы: это и подготовка очередной учебной программы, и работа в самодеятельном оркестре русских народных инструментов ДК, и гастроли с этим коллективом по разным городам, в т.ч. и в Москве, и организация собственного вокально-инструментального ансамбля… Но самой значительной, повлиявшей на становление в качестве исполнителя и определившей высочайший профессиональный уровень, была ежедневная многочасовая работа за инструментом, направленная не только и не столько на разучивание учебного репертуара, сколько на подготовку концертных и конкурсных программ.

В конце 60-х гг. отечественная исполнительская баянная школа достигла столь значительных успехов, что наши баянисты начали побеждать на самых престижных международных конкурсах. Но гораздо труднее было пройти внутренний отбор, поскольку выехать из страны на конкурс разрешалось лишь единицам, прошедшим предварительные прослушивания. С 1968 года для Владимира Васильевича начинается конкурсная «эпопея»: Конкурс молодых баянистов Поволжья в Ульяновске, два всесоюзных отбора на международные конкурсы, Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах музыкальных вузов в Новосибирске…

Через год череду успешных конкурсных выступлений прервало окончание консерватории. Пройти конкурсные отборы при всей яркости и виртуозности исполнения не удалось, ассистентуру-стажировку при Ленинградской консерватории, куда была дана рекомендация, в тот год так и не открыли… Казалось, удача если не отвернулась, то уж улыбаться точно перестала. Впереди ждала работа в Элистинском музыкальном училище, куда Владимир Васильевич был направлен по распределению (как известно, обязательному в те годы).

Конечно, после студенческой жизни в Саратове, насыщенной яркими музыкальными событиями, Элиста показалась блеклой и унылой. Не помогли ни сверхзагруженность (на 3 ставки!), ни работа с хором, ни выступления на радио… Радикальным и, как оказалось впоследствии, правильным решением стал «уход» в армию. Год службы в летной части под Грозным, где музыкой заниматься не было никакой возможности, стал временем проверки на прочность и определения приоритетов.

В результате перерыв в занятиях стал очередным толчком к самосовершенствованию. Да и переезд домой, в Ростов, тоже не мог не сказаться благотворно. Вернуться в родной город, уже имеющий музыкальный вуз с очень сильной кафедрой народных инструментов, было и радостно, и ответственно. Владимир Васильевич начал работать в музыкальной школе им. Римского-Корсакова, где не только вел специальность, но и организовал оркестр народных инструментов; стал солистом музыкально-литературного лектория Ростовской филармонии2, организовал детский оркестр в Доме работников просвещения. А с сентября 1971 года началась новая и, пожалуй, самая важная страница в профессиональной биографии – работа в музыкально-педагогическом институте, куда Владимир Васильевич был приглашен М. Саямовым.

Очередным необходимым этапом стало поступление в ассистентуру-стажировку при Саратовской консерватории в 1973 году. После ее окончания в 1975 году Владимир Васильевич, сосредоточившись на педагогической работе, дает блестящий результат: его студент Владимир Шишин побеждает во Всесоюзном отборе, а затем и на самом престижном Международном конкурсе в г. Клингентале (Германия, I премия и спец. приз за исполнение обязательного сочинения)! Высочайший уровень квалификации педагога был затем неоднократно подтвержден следующими поколениями студентов, побеждавших в конкурсах: дипломанткой Первого всероссийского конкурса баянистов и аккордеонистов Л. Шляконите (1979, Новосибирск), лауреатами Третьего всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в составе трио И. Ильинским, А. Данько и А. Николаевым (1986, Тула, I премия), лауреатами Четвертого всероссийского конкурса в составе трио Б. Полуном, К. Перелевским, А. Полуном (1990, Горький, I премия), лауреатами международного конкурса «Гран-При» в составе трио Б. Полуном, А. Полуном, Е. Калашниковым (1991, Франция, Гран-При и золотая медаль), лауреатом двух международных конкурсов «Гран-При» А. Ляшенко (1991, Франция – соло, 1994, Франция – в дуэте с И. Ляшенко, Гран-При и золотая медаль), лауреатом международного конкурса «Гран-При» Д. Васильевым (1994, Франция, в дуэте с Е. Вальченко, золотая медаль), лауреатом всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах А. Вахом (1994, Астрахань, III место), лауреатом первого международного конкурса ансамблей «Радуница» С. Троенко (1998, Тамбов, в составе секстета, I премия), лауреатами международных конкурсов «Балтика-гармоника» и «Кубок Дальнего Востока» в составе дуэта Д. Гордиенко и А. Очередом (1999, I место, 2000, III место), лауреатами международного конкурса «Петропавловские ассамблеи» в составе квартета «Вдохновение» (Санкт-Петербург, 2003, Гран-При), лауреатом международного конкурса Р. Бажилиным (Италия, 2005, I место) и многими другими.

Конечно, показателем успешности преподавательской деятельности являются не только оценки в зачетных книжках студентов и победы в конкурсных состязаниях, но, прежде всего, – их дальнейшая творческая жизнь. Ведь именно от педагога по специальности во многом зависит, кем станет завтра сегодняшний студент. И тут Владимиру Васильевичу есть чем и кем гордиться: среди его выпускников – Заслуженный артист России, профессор РГК Владимир Шишин, профессор Тамбовского музыкально-педагогического института Роман Бажилин, главный дирижер и художественный руководитель Омского симфонического оркестра Дмитрий Васильев, преподаватель Музыкального колледжа в г. Утрехте (Голландия) Ирэн Филиппова, преподаватель Тамбовского музыкально-педагогического института Роман Семьянинов, старший преподаватель Краснодарского университета культуры и искусства Борис Полун, преподаватели Волгоградского института искусств Иван Свинарев и Надежда Дорохова… Перечислять можно было бы очень долго, поэтому скажу лишь, что выпускники его класса – ведущие преподаватели в музыкальных школах, училищах и вузах не только Ростовской области, но и всего Северо-Кавказского региона.

Несмотря на успехи в преподавательской деятельности, сопутствовавшие Владимиру Васильевичу все годы его работы в РГК, он не довольствовался достигнутым. Стремление к творческой самореализации достигало максимального предела во всех сферах деятельности этого неутомимого музыканта. Кроме работы в консерватории В. В. Ушенин являлся заведующим кафедрой отделения «Руководитель ансамбля русских народных инструментов» Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры и искусства (1995 – 2001 гг.), профессором-консультантом Волгоградского института искусств (1995 – 1997 гг.), заведующим кафедрой народных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института (1996 – 2002 гг.), на протяжении последних нескольких лет работал в ССМШ (Колледже) при РГК. Столь же основательно нагружал себя Владимир Васильевич и в других сферах, прежде всего – в концертном исполнительстве и научно-методическом «изыскательстве». Чтобы оценить его достижения в этих областях, надо вновь вернуться на тридцать лет назад.

Тогда, во второй половине 70-х, успешный старт в педагогической деятельности не мог вытеснить другую страсть – к игре на инструменте. За полгода после возвращения из армии Владимир Васильевич подготовил две сольные программы, и на протяжении пяти последующих лет ежегодно разучивал и представлял в концертных и конкурсных выступлениях новые сложнейшие произведения. Традиция публичного концертирования не прервалась и через двадцать лет – в 1995 году им была представлена программа «Популярная классика и фольклор», позже записанная на компакт-диск.

Впрочем, уже в конце 70-х стремление к сольному исполнительству постепенно вытеснялось новым, а вернее, незабытым старым – желанием попробовать себя в роли руководителя и солиста ансамбля. Опираясь на свой опыт, Владимир Васильевич нашел блестящее решение: создать камерный квинтет – коллектив, гораздо более мобильный чем оркестр, и, в то же время, обладающий многообразными художественными и колористическими возможностями, представляющий самые яркие инструменты оркестра русских народных инструментов. В Ростове впервые появилась возможность собрать состав не из любителей, а из профессионалов самого высокого уровня. Результат не заставил себя ждать.

Уже через полгода после образования ансамбля начались гастрольные поездки, которые вскоре охватили не только Ростовскую область и города России, но вышли даже за пределы СССР: Финляндия, Болгария, Румыния, Дания, Германия, Сомали, Шотландия, Норвегия, Португалия, Франция, Испания, Англия, Марокко…

Помимо концертных поездок очень важной составляющей деятельности ансамбля было участие в фестивальном и конкурсном движении, поскольку здесь шло творческое общение с другими коллективами, определявшими высочайший уровень ансамблевого исполнительства в тот период. Успехи, сопровождавшие выступления «Калинки» на таких мероприятиях, конечно, подтверждали квалификацию и солистов, и руководителя: без сомнения, «Калинка» была одним из лучших ансамблей на территории всего бывшего СССР. Так, в 1978 году «Калинка» стала лауреатом творческой эстафеты, посвященной XI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, в 1980 г. ансамблю присвоено звание лауреата премии Донского комсомола, в 1985 г. – участие в Фестивале молодежи и студентов в Москве, в 1986 г. – лауреат Третьего всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, в 1988 г. – участие в фестивалях в г. Москве и в Шотландии…

Важной при написании портрета юбиляра кажется еще одна деталь: в репертуаре ансамбля были представлены не только обработки народных песен, традиционных для таких составов. На протяжении всех лет существования было исполнено большое количество переложений классики и современной музыки (автором инструментовок которых был, конечно, В. В. Ушенин), к сочинению оригинальных произведений привлекались лучшие ростовские композиторы Ю. Весняк, Г. Гонтаренко, А. Кусяков и др. К счастью, музыкантам «Калинки» неоднократно представлялась возможность «зафиксировать» свое исполнение, так что сегодня не только в фонотеке РГК, но и в фонде Всесоюзного радио (ныне – ВГТРК) хранятся записи этого замечательного коллектива. В 1989 г. на фирме «Мелодия» была записана пластинка «Ой, да ты, калинушка», а в 90-е гг. музыкантами были записаны пять компакт-дисков с различными программами («Играет Калинка», «Застенчивый ирис», «Танцевальная музыка народов мира», «Популярные мелодии», «Калинка» играет музыку композиторов Дона») общей продолжительностью 5 часов!

Показательным является тот факт, что состав ансамбля за столь продолжительный период его существования почти не менялся. На протяжении почти двадцати лет солистами ансамбля, кроме Владимира Васильевича, были Виктор Кривоносов, Петр Басенко, Сергей Петрашов и Игорь Бойко. В этом же составе в 2001 году ансамбль подвел блестящий итог своей деятельности: концерт, посвященный 25-летию коллектива, еще раз обозначил тот высочайший стандарт качества, на который и сегодня ориентируются лучшие исполнители Ростовской области. Помимо руководства «Калинкой» и преподавания в РГК Владимир Васильевич успевал активно концертировать (в том числе за рубежом) сольно и в ансамбле с балалаечниками А. Даниловым и В. Кривоносовым.

Еще одной гранью исполнительского «подвижничества» можно по праву считать просветительскую деятельность В. В. Ушенина. Так, с 1977 по 1985 гг. им организовывались абонементные концерты «Русские народные инструменты» и «Мастера искусств для детей и юношества» в музыкальных школах области (общим числом более 500!), по радио и телевидению была проведена серия передач с сольными и ансамблевыми выступлениями. На протяжении ряда лет он выступал автором и ведущим цикла передач на Ростовском радио о музыкантах-«народниках», публиковал статьи в периодической печати.

Вообще изучение музыкальной истории Донского края – отдельная и очень важная страница в жизни Владимира Васильевича. Уверена, что никто другой так подробно и вдумчиво не углублялся в биографические подробности, отражающие ход развития исполнительства и музыкальной педагогики в нашем городе и области. Сколько времени было проведено им в архивах, в беседах с музыкантами и их учениками, детьми, внуками, сколько материалов было сопоставлено и проанализировано!

Результатом этой поистине титанической исследовательской работы стал выход двух книг: «Из истории баянного исполнительства на Дону» (1999) и «Из истории народно-инструментального ансамблевого исполнительства на Дону» (2000). А защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, успешно прошедшая в 2006 г., стала логичным продолжением дела, начатого несколько десятилетий назад. Сегодня Владимир Васильевич вновь погружен в работу, завершая подготовку новой книги, посвященной истории исполнительства на гитаре.

Следует отметить, что направления научно-исследовательской деятельности юбиляра не ограничивались только историческими экскурсами. В сфере интересов – и методические вопросы по технологическим проблемам сольного исполнительства, и разработка тем, связанных со спецификой ансамблевого исполнительства и с репертуаром для ансамблей народных инструментов. Стремление передать накопленный опыт молодым исполнителям реализовалось в публикации целого ряда статей и шести репертуарных сборников: «Играет «Калинка» (вып. 1, 2), «Работа с ансамблем русских народных инструментов», «Музыкальный лубок», «Русская классика и фольклор в репертуаре ансамбля «Калинка», «Звучащие образы».

Подводя итог небольшой портретной зарисовке, хочу подчеркнуть следующее. Преимущественное использование глаголов прошедшего времени в тексте вовсе не свидетельствует о том, что все уже в прошлом. Лишь желание окинуть взором пройденный путь, суммировать достижения и рельефнее подчеркнуть значимость уже сделанного определило выбранный стиль. У самого же Владимира Васильевича, надеюсь, впереди не меньше свершений, чем позади. И сегодня он, нередко вопреки самочувствию, полон идей, проектов, постоянно востребован и в роли педагога, и в роли научного руководителя, и в роли историка и методиста. От имени коллег и многочисленных учеников желаю ему крепкого здоровья и успеха, благодаря которым многое становится возможным, и преодоления всех обстоятельств, вопреки которым возможностей становится все больше.

Кандидат искусствоведения,
доцент РГК
Е.В. Показанник

Статья опубликована в «Южно-Российском музыкальном альманахе 2006». Издательство Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2007.



English version

Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!


Здесь Вы сможете найти:

Партитуры

Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.

Книги по истории и теории исполнительства
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.

Музыкальные и видео- записи
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и видеозаписи концертов этого коллектива.

А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «Школе художественного мастерства».



Популярные книги

Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)

Ушенин В.В. Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста): очерки методики профессионального обучения


Школа игры на аккордеоне

Книга В.В. Ушенина «Школа игры на аккордеоне»


Главная Биография Ноты для баяна Аудио Книги Галерея Ученики
E-mail:

Copyright © 2007-2022 Ушенин В.В.

In English (by translate.yandex.ru)


Мой канал в Youtube