Профессор-баянист Владимир Ушенин - заслуженный артист России

Статьи

Вячеслав Семенов

Статья из сборника Портреты баянистов о Вячеславе Семенове (в соавторстве с М.И. Имханицким)
Статья из сборника «Портреты баянистов», Москва, 2000 (в соавторстве с М.И. Имханицким).

В.А. Семенов принадлежит к плеяде выдающихся баянистов, которые, начав свою исполнительскую деятельность в 60-х годах, за очень короткий промежуток времени значительно подняли это искусство в глазах мировой музыкальной общественности. Своей деятельностью Вячеслав Анатольевич Семенов дает талантливой молодежи пример пытливости в усвоении знаний и овладении профессией музыканта, беспрерывного самоусовершенствования. Он являет собой также пример страстной заинтересованности в любимом деле, которому посвятил жизнь.

Родился Вячеслав Семенов 29 марта 1946 года в городе Трубчевске Брянской области. Любовь к баяну передавалась в его семье из поколения в поколение. На баяне играли его дед и отец. Именно под руководством отца, работавшего директором районного Дворца культуры, прошло начальное обучение мальчика.

В четырнадцатилетнем возрасте он поступает в Ростовское музыкальное училище. Первый наставник Славы, замечательный педагог, пианистка и композитор, человек высокой культуры и большой души, Анна Николаевна Крахоткина воспитала в своем ученике стремление к систематическим знаниям, к приобретению исполнительских навыков и, самое главное, жажду к творческому разрешению возникающих проблем. Под неусыпным руководством Анны Николаевны Слава в очень короткие сроки и легко восполняет имеющиеся пробелы в знаниях – результат отсутствия начального систематического обучения в музыкальной школе и приобретает профессиональные навыки игры на баяне соответственно программным требованиям музыкального училища. Но педагог не останавливается на этом. Для Славы, как особо одаренного ученика, была составлена индивидуальная программа, которая по сложности в несколько раз превышала требования по всем циклам предметов, предусмотренных учебным планом. Выполнение этой программы потребовало от ученика высокой трудоспособности и силы воли.

Жизнь и быт Славы в эти годы сложились не самым благоприятным образом. Умер отец. Пришлось начать зарабатывать на жизнь, платить за квартиру. Под влиянием напряженнейшего ритма учебы, работы, домашних забот Слава очень рано повзрослел, стал проявлять большую самостоятельность по сравнению со своими сверстниками.

В 60-е годы в баянном искусстве перестраивалось многое: и сам инструмент, и композиторское творчество, и методика преподавания, все прочнее опиравшаяся на научный потенциал. Преобразовывалось и само баянное исполнительстве, которое с каждым годом завоевывало все новые, более прочные позиции на всесоюзной и международной эстраде, показателем чего стали ежегодные победы отечественных баянистов на различных конкурсах и фестивалях.

В. Семенов рано почувствовал свое профессиональное призвание. Вместе с тем он очень увлекается спортом. Обладая отличными физическими данными, любит играть в футбол, поступает в секцию классической борьбы и становится чемпионом области среди юношей, получает первый разряд. Перед ним открываются блестящие перспективы. Некоторое время он даже выбирает между музыкой и спортом. Побеждает, разумеется, музыка, но серьезные занятия спортом способствовали выработке физической выносливости и воспитанию волевых качеств. В дальнейшем Слава с благодарностью вспоминал своих спортивных наставников.

На выбор профессии юным В. Семеновым большое влияние оказало выступление в зале Ростовской филармонии известного баяниста Юрия Казакова. Затаив дыхание, вслушивался он в необычное по тому времени красочное звучание многотембрового готово-выборного баяна. Впервые услышанные шедевры музыкальной классики – Органная фантазия f-moll В. Моцарта, Этюд cis-moll Ф. Шопена, Анданте кантабиле из Первого струнного квартета П. Чайковского, Этюд Охота Н. Паганини в обработке Р. Шумана, оригинальные обработки народных мелодий, исполненные с подлинным мастерством и артистизмом, – заставили Славу по-новому взглянуть на родной, любимый инструмент.

Уже на втором курсе училища Вячеслав первым среди учащихся отдела начинает осваивать готово-выборный баян тульской фабрики, получивший впоследствии название Ясная поляна. Звучание инструмента отличалось чистотой естественных тембров Усовершенствованная левая клавиатура открывала больше возможностей в исполнении фортепианных и органных сочинений без искажения нотного текста, что было ранее неизбежно при исполнении на обычном баяне.

К четвертому курсу Семенов становится лидером среди учащихся отдела. В его игре педагоги отмечают ряд характерных черт, которые в будущем получат развитие: масштабность музыкального мышления, выразительность нюансировки, искренность, неподдельность выражения глубоких переживаний, а также творческую самостоятельность интерпретации исполняемых произведений. Слава часто выступает в ответственных городских концертах, неоднократно занимает призовые места в училищных конкурсах. Чувствуя возрастающую уверенность в собственных силах, он все больше увлекается мечтой о будущей концертной деятельности, готовится к поступлению в музыкальный вуз.

В Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, куда юноша поступает в 1964 году, начинается новый этап его творческой биографии. Вскоре состоялись и первые пробы собственных сил в серьезных соревнованиях – сначала на внутривузовских, а вскоре на всесоюзных и международных конкурсах. То, что раньше представлялось недосягаемым, далеким, теперь обрело реальные очертания.

К этому времени на факультете народных инструментов института сформировалась методика подготовки высококвалифицированных исполнителей, уже зарекомендовавших себя первыми успехами на международной арене. Лауреаты-гнесинцы Юрий Казаков, Анатолий Беляев, Эдуард Митчснко, Анатолий Полетаев, Вячеслав Галкин уверенно заняли достойное место на концертной эстраде, пропагандируя в нашей стране и за рубежом отечественную музыкальную культуру, и в частности, баянную школу. Подрастало новое поколение баянистов – любознательное, трудолюбивое, воспитанное на примере старших товарищей. В эти годы в Гнесинском институте учились талантливые музыканты, впоследствии проявившие себя как яркие исполнители, дирижеры, композиторы: Ю. Вострелов, А. Гусь, Г. Черничка, В. Петров, А. Тимошенко, А. Дудник, Ф. Липс и другие.

Семенов обучается в классе Анатолия Алексеевича Суркова – концертировавшего в то время баяниста, известного методиста, автора интересных обработок народных мелодий и ряда методических пособий для баяна. Как исполнитель и педагог А.А. Сурков придерживался камерного стиля игры. Наряду с крупными произведениями, такими, как увертюра Рюи-Блаз Ф. Мендельсона, в программе его концертов было большое количество пьес из учебно-педагогического репертуара ДМШ, которые он образцово исполнял на многочисленных педагогических семинарах и конференциях.

Восприняв от своего педагога много ценного, юноша стремится к дальнейшему раскрытию богатых выразительных возможностей начинавшего входить в практику многотембрового готово-выборного баяна с пятирядной правой клавиатурой. Еще студентом Вячеслав начинает самостоятельно составлять концертные программы, проявляя достаточный вкус. В этот период особое внимание он уделяет монументальным полотнам классической и современной музыки.

Регулярное посещение концертов фортепианной, оркестровой, органной музыки, множество впечатлений от них способствовали интенсивному развитию музыкально-художественного мышления Семенова.

В классе по специальности он изучает огромное количество произведений отечественной и зарубежной классики, советских композиторов, сверяя их звучание в оригинале на фортепиано, скрипке, органе с перевоплощением на баяне. Его индивидуальные занятия с педагогом активны, часто проходят в творческих дискуссиях по вопросам интерпретации. Такой метод обучения способствовал формированию творческой самостоятельности ученика, совершенствованию его вкуса, воспитанию критического мышления.

Глубокий след в сознании студента оставило общение с педагогом по дирижированию Сергеем Петровичем Горчаковым, под руководством которого был пройден разнообразный оркестровый репертуар. Как вспоминает Вячеслав, для него это было конкретное и незабываемое общение с симфонической музыкой всех времен и народов в ее лучших образцах. Личность профессора, сочетающего высочайшую требовательность с доброжелательностью, его авторитетные суждения, глубокие знания, высокое профессиональное мастерство, большая эрудиция оказали решающее влияние на музыкально-эстетическое воспитание молодого музыканта. С благодарностью вспоминает он и своего преподавателя по общему фортепиано К.Р. Бабасинову, к мнению которой часто прислушивался, исполняя ей произведения не только на фортепиано, но и на баяне.

В период обучения В. Семенова в институте в баянной литературе появляется ряд монументальных оригинальных сочинений Вл. Золотарева, других авторов, которые заставили по-новому оценить раскрытое в них богатство динамических, тембровых, полифонических и виртуозных возможностей новых, пока еще экспериментальных образцов баянов типа Россия, Солист, несколько позднее Юпитер, изготовлявшихся московской музыкальной фабрикой под руководством талантливых конструкторов Ю. Волковича, В. Колчина.

На первом курсе института Вячеслав приобретает регистровый инструмент Россия, открывший новые возможности использования тембров. Однако имевшиеся недочеты в конструкции (неуравновешенность звучания в регистрах и между клавиатурами) вынуждали усложнять переложения и редакции нотных партитур; несовершенство механики часто было причиной выбора нерациональной в художественном отношении аппликатуры. Все это требовало дополнительной затраты времени и сил. Тем не менее такая работа активизировала творческий поиск лучшего варианта изложения, способствовала развитию воображения, тембрового слуха, исполнительской техники баяниста.

Овладение особенностями все более усовершенствованных конструкций баянов оказалось для Семенова одним из реальных путей роста профессионального мастерства. Приобретая новый инструмент, он буквально упивается свежими красками его звучания, радуется новым техническим возможностям, активно пропагандирует конструктивные находки для внедрения в массовое производство. Изучив глубоко и досконально как достоинства, так и недостатки многих типов отечественных и зарубежных баянов и аккордеонов, музыкант сформулировал требования к желаемому инструменту, которые при оформлении своего индивидуального заказа изложил мастеру-конструктору Ю.К. Волковичу – автору новой модели баяна Юпитер. В результате был изготовлен уникальный инструмент – один из лучших образцов современного концертного баяна.

В студенческие годы Вячеслав принимает активное участие в общественной жизни вуза. Он – член комитета комсомола института, ответственный за спортивно-массовую работу. Его любовь к спорту, организаторский талант способствовали успешному проведению самых различных спортивных мероприятий в институте, олимпиад, соревнований между факультетами.

В 1967 году Вячеслав Семенов пробует свои силы на международном конкурсе Дни гармоники (Клингенталь, ГДР), где становится дипломантом. В 1968 году – новый, более значительный успех: на международном конкурсе в рамках IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии баянист был удостоен бронзовой медали и звания лауреата. Появилась желанная перспектива концертной работы после окончания института. Но жизнь распорядилась иначе. В связи с потребностью в педагогических кадрах Вячеслава еще студентом пятого курса направляют в Ростовский музыкально-педагогический институт.

Ранняя педагогическая деятельность, однако, не помешала Семенову блестяще окончить институт и посту пить в ассистентуру-стажировку. Произведения, подготовленные здесь под руководством профессора О.М. Агаркова, легли в основу многих будущих концертных программ Вячеслава Семенова. Известный скрипач, симфонический дирижер, незаурядный педагог и методист Олег Михайлович Агарков, не будучи скован так называемой баянной спецификой с ее традиционными приемами, главное свое внимание в работе с ассистентом уделил произведениям мировой музыкальной литературы. В аспирантском классе были пройдены и основательно закреплены классические образцы всех эпох и различных направлений: от произведений старых мастеров (Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Г. Букстехуде, Г. Гендель, И.С. Бах) до современной музыки И. Стравинского, О. Мессиана и оригинальных сочинений, написанных для баяна. Таким образом, если студенческие годы были периодом поисков, дискуссий, сомнений, то в ассистентуре происходит стабилизация творческих установок В. Семенова.

Уже в его первых аспирантских выступлениях определилась романтическая направленность исполнительского репертуара: Р. Шуман – фуги; Ф. Мендельсон – Песни без слов; С. Франк – Пастораль; Ф. Шуберт – Экспромты, Соната е-moll; Ф. Лист – Этюды трансцендентной трудности; И.С. Бах – Чакона; И. Стравинский – Народные гуляния на масленой (из балета Петрушка) и др. Трансформация таких сочинений в специфические условия баянной звучности потребовала изобретательности в нахождении адекватных форм передачи композиторских замыслов, предлагаемых к реализации на других инструментах (фортепиано, органе, скрипке или в оркестре). Для Семенова отбор образцов классической музыки происходил с расчетом на полное использование всего богатства интонационных, фактурных, тембровых и технических средств баяна новой конструкции. Это означало также переход от простого традиционного переложения – к транскрипции, от аранжировки – к творческой интерпретации музыкальных произведений инструментальными средствами.

О.М. Агарков тонко чувствовал и направлял процесс поисков и утверждения индивидуальности музыканта. Высочайшая требовательность профессора в сочетании с товарищеской поддержкой, поощрением творческого начала в работе вселяли уверенность в правильности действий.

В 1971 году, после прохождения срочной службы в рядах Советской Армии в ансамбле Северо-Кавказского военного округа, Семенова, тогда еще молодого педагога, но уже известного талантливого баяниста назначают заведующим кафедрой народных инструментов Ростовского музыкально-педагогического института.

Здесь начинается период профессиональной зрелости Вячеслава Семенова – как исполнителя, педагога, композитора, музыкального деятеля. Определяется методологическая направленность учебно-воспитательного процесса, которая в дальнейшем поднимет авторитет коллектива кафедры института, подготовившей ряд ярких исполнителей, прославивших отечественное баянное искусство не только в нашей стране, но и за ее пределами. Энтузиазм, неиссякаемое трудолюбие, способность чувствовать пульс современности, творческое использование положительного опыта других вузов страны дали замечательные результаты в поразительно короткие сроки: начиная с середины 70-х годов баянисты-ростовчане уже постоянно составляют серьезную конкуренцию представителям авторитетных баянных школ Москвы, Ленинграда, Киева.

Первым открыл список побед ростовских музыкантов аккордеонист Юрий Дранга, завоевавший в 1975 году на международном конкурсе Дни гармоники в Клингентале третью премию. В 1976 году – вторая премия на том же конкурсе у баяниста Леонида Сетракова. В 1977 году, также в Клингентале – первое место и специальный приз За лучшее исполнение обязательного сочинения у Владимира Шишина (класс пр. В.В. Ушенина). В 1979 году – первые премии на II Всероссийском и I Всесоюзном конкурсах баянистов-аккордеонистов у Анатолия Заикина, а в 1980 году - его же победа на клингентальском конкурсе – первое место и специальный приз За лучшее исполнение обязательного сочинения. В 1981 году – первое место на международном конкурсе в Клингентале у Геннадия Галицкого. В 1982 году Михаил Зацепим завоевывает Кубок мира, золотую медаль и специальный приз За лучшее исполнение обязательного сочинения на международном конкурсе в Гамбурге. В 1984 году – второе место в Клингентале у Григория Османова и I премия на II Всесоюзном конкурсе в Ворошиловграде у Юрия Шишкина.

Одним из важнейших вопросов для Семенова как заведующего кафедрой был подбор педагогических кадров и методическая, воспитательная работа с ними. Рядом с опытными доцентами, заслуженными артистами на кафедре появилось много молодежи, ее воспитанников, которые продолжали обучение в ассистентуре. Одновременно с повышением исполнительского мастерства они накапливали и педагогический опыт. Более пятнадцати лет руководил кафедрой В. Семенов. За это время кафедра стала настоящим методическим центром для отделений народных инструментов музыкальных училищ ростовской области и Северного Кавказа. На конференциях преподаватели выступают с сольными концертами, читают доклады по актуальным вопросам современного исполнительства, проводят показательные уроки. На каждой такой конференции педагоги музыкальных училищ получают информацию, помогающую им в работе.

В проведении конференций, как и во всех делах кафедры, ведущая роль принадлежала Семенову. Он не только распределял задания, но и сам активно участвовал в мероприятиях: читал доклады, выступал с сольными концертами, проводил открытые уроки. Им опубликованы ценные работы: Об аппликатуре на пятирядном баяне, Об искусстве регистровки на баяне. Подготовлена к печати большая работа по вопросам регистровки на современном баяне.

Семенову-методисту чужды как догматизм, так и псевдоноваторство, которых, к сожалению, не миновала баянная методика в процессе своего становления и бурного развития. Грамотно, на высоком теоретическом уровне решает он конкретные исполнительские задачи, одинаково легко пользуясь как традиционными, так и новыми средствами, не противопоставляя одно другому, но учитывая положительные моменты каждого. Такой подход музыкант унаследствовал от ведущих отечественных педагогов (пианистов, скрипачей, органистов, дирижеров), систематически изучая их труды.

Так, решая задачи аппликатуры, Семенов исходит из учета условий конкретной ситуации: фактурного и мелодического рисунка, удобства для максимально полного и с минимальной затратой сил воплощения авторского замысла, для полноценной реализации художественного образа. Он с одинаковым успехом использует преимущества как традиционного четырехпальцевого, так и пятипальцевого принципов, приемов так называемой позиционной игры на пятирядной клавиатуре, исходя из требуемого звучания.

Например, если к примеру, исполняется произведение, которое писалось в расчете на четырехпальцевую аппликатуру (точнее – трехпальцевую, так как основная нагрузка падает на 2-й, 3-й и 4-й пальцы) и музыка требует четкости, филигранной отточенности мелкой техники, то пяти пальцевая аппликатура, по мнению музыканта, становится излишней, применение первого пальца вносит лишь ненужную вязкость. Но в подавляющем большинстве случаев, и особенно, в разветвленной музыкальной фактуре, Семенов настаивает на равноправном участии всех пальцев правой руки, причем возможно более полном использовании дополнительных рядов.

В совершенстве владея каждой из названных аппликатур, он тонко чувствует преимущества каждой, в зависимости от характера исполняемой музыки, а в практической работе с учениками – учитывая также их индивидуальные особенности, уровень подготовки. Имея в своем техническом арсенале солидный набор аппликатурных вариантов-заготовок, он очень быстро помогает ученику найти удобную для него, выразительную аппликатуру, одновременно демонстрируя и иные возможности, часто более рациональные варианты. Активная концертная деятельность В. А. Семенова, а также выдающиеся успехи учеников на различных международных конкурсах выдвинули его в число ведущих педагогов – деятелей баянного искусства не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Начиная с 1975 года, Вячеслав Анатольевич постоянно участвует в работе жюри всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов. За последние годы стало традицией его приглашение зарубежными организациями для участия в проведении международных семинаров аккордеонистов, которые регулярно проводятся во Франции, странах Скандинавии, Голландии, Португалии, Польши, Югославии, Греции, Китая и др., где он читает лекции по теории исполнительства, выступает с сольными концертами, проводит показательные тематические уроки.

В 1982 году В.А. Семенова избирают вице-президентом музыкального комитета Всемирной ассоциации аккордеонистов. Его творческие контакты расширяются. Так, однажды в Москве он встретился с одним из ведущих на Западе аккордеонистов, профессором Датской консерватории Могенсом Эллегардтом. Состоялось знакомство, а через некоторое время В. Семенов получает приглашение выступить с сольными концертами и методическими докладами в Дании и Швеции. Не последнюю роль сыграло также свободное владение английским и французским языком, необходимое для выполнения одного из условий контракта – чтения лекций по методике.

В установлении творческих контактов большое значение имеют также личностные качества В.А. Семенова: общительный характер, знание искусства, начитанность, любознательность, душевная открытость, простота в общении. Впечатления от разговора с ним, особенно когда он с инструментом в руках, настолько ярки, что надолго остаются в памяти как нечто значительное. Замечательной чертой его характера является привлечение к любимому делу не только единомышленников, но людей, не имеющих к нему прямого отношения. Всех окружающих он буквально заражает интересом к баяну и ко всему, чем занимается в данный момент. Разучивает ли Семенов новое произведение, пишет ли музыку, занимается ли спортом – его увлеченность передается другим.

Заметное место в творческой биографии В.А. Семенова занимает совместная работа в ансамбле с балалаечником, заслуженным артистом России, лауреатом всероссийского, всесоюзного и международного конкурсов, профессором, ныне ректором Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова Александром Степановичем Даниловым.

Дуэт возник в 1973 году. Толчком к сотрудничеству послужил проводимый в рамках Всесоюзного фестиваля советской молодежи конкурс исполнителей на народных инструментах в Воронеже. За короткий срок была подготовлена и с блеском исполнена программа; жюри присудило дуэту первое место и звание лауреата Всесоюзного конкурса. На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (1973) ансамбль также становится победителем и получает звание лауреата.

Каждый из участников пришел в ансамбль, имея богатый опыт ансамблевой игры. Будучи еще учеником музыкального училища, а позже студентом института, Семенов участвует в различных ансамблях: дуэтах, трио баянистов, аккомпанирует танцевальным коллективам, руководит ансамблем баянистов московского Дома пионеров. После успеха на международном конкурсе “Дни гармоники” в Клингентале он получает частые приглашения Москонцсрта для участия в зарубежных гастролях, где выступает не только как солист на баяне, но и аккомпанирует известным эстрадным певцам Э. Хилю, А. Стрельченко и др. В 1968 году, в дни проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии, Вячеслав принимает участие в обширной культурной программе совместно с балалаечниками В. Болдыревым, М. Даниловым, домристом А. Цыганковым. В Ростове Семенов работает и в музыкально-литературном лектории областной филармонии, где нередко приходится аккомпанировать с листа певцам и солистам-инструменталистам. Период службы в Советской Армии также оказался хорошей школой ансамблевой игры.

Балалаечник Александр Данилов в свое время получил среднее специальное образование по баяну. Кроме того, как струнник, он имеет большую практику игры со многими концертмейстерами. Одним из факторов, способствовавших созданию творческого союза, является единство художественных принципов, сформировавшееся у артистов еще в студенческие годы в ГМПИ имени Гнесиных. После успешного выступления на фестивале ансамбль А. Данилов – В. Семенов часто включают в концертные группы, направляемые за рубеж (Лаос, Вьетнам, Англию, Шотландию и др). В 1974 году дуэт был удостоен почетного звания лауреатов премии Ленинского комсомола Дона за совместную концертную программу 1973-1974 годов, тогда же получает приглашение участвовать в концертной программе Ансамбля песни и пляски донских казаков. Артисты с блеском исполняют сложнейшие композиции, основанные на донском фольклоре, а также другие произведения.

Данилов и Семенов – люди разных темпераментов, но на сцене хорошо дополняют друг друга. Каждый нюанс, каждая интонация не оставляют равнодушных в зале. Их часто вызывают на бис. Все это – результат вдумчивой высокопрофессиональной подготовительной работы, позволяющей воссоздать неповторимую манеру игры, идущую от лучших традиций исполнительства на народных инструментах.

Некоторое представление об искусстве этого ансамбля дает грампластинка (1980) с записью обработок народных мелодий. Исполнители демонстрируют качества, присущие ансамблям самого высокого класса, полное единство, согласованность и отточенность деталей исполнения, фразировки, ритмической пульсации, синхронность звучания виртуозных пассажей, образность в передаче характера народной музыки.

Как музыкант, предъявляющий высокие требования к репертуару, Семенов, разумеется, не мог ограничиваться лишь собственными обработками народных мелодий для баяна или ансамбля. Он привлекает молодых талантливых композиторов-профессионалов к сотрудничеству в этом жанре, раскрывая перед ними богатый мир фольклора Донского края – еще не тронутой целины не только в области творчества для народных инструментов, но мало разработанной в отечественной музыке вообще.

Сотрудничество Вячеслава Семенова с композитором Анатолием Кусяковым – значительное событие в творческой биографии обоих музыкантов. Оно открыло новую страницу в оригинальном баянном репертуаре. Три сонаты, сюита Зимние зарисовки, Фуга и бурлеска – произведения колоритные, богатые тембровыми, ритмическими контрастами. Фольклорное начало в них сочетается с усложненными гармониями, элементами политонального письма. Художественно-выразительные возможности баяна предстали здесь в неожиданно новом свете.

Идея поиска композитора, который писал бы для баяна, у Семенова возникла давно, еще в студенческие годы. Семенов провел большую работу с талантливыми композиторами Ростова, настойчиво разъясняя им необходимость сотрудничества. Музыкант вспоминает: Я хотел найти интересные произведения для баяна. Мечтал встретить композитора-партнера, заразить его своей одержимостью. Не сразу это удалось. Первым в 1970 году откликнулся Владимир Красноскулов – написал обязательную пьесу (Прелюдия и аллегро) для студенческого конкурса в институте. Были и неудачные попытки. Но, наконец, познакомился с Анатолием Кусяковым- встретились мы с ним в институте. Поиграл ему, изложил свои требования к современному репертуару для баяна.

Анатолий Кусяков – воспитанник Ростовского музыкально-педагогического института, закончил аспирантуру по композиции при Московской консерватории у профессора А. Баласаняна. Первое услышанное Семеновым произведение Кусякова – Концерт для скрипки с оркестром – привело в восторг, покорило баяниста. Тогда он сказал: Я чувствую в его музыке как раз то, что мне нужно. А вот что рассказывает А.И. Кусяков о Первой сонате для баяна: Важно было объединит народно-песенные традиции и лучшие завоевания профессиональной музыки. Сонатy создавали с Вячеславом вместе, искали лучшие варианты. Он выучил каждый написанный кусок, но потом зачастую все-таки приходилось отказываться от того, что было эффектно, но не очень убедительно. Кое-что приходилось переписывать заново, однако, работа была увлекательной и благодарной, мы оба горели нетерпением и искренним желанием создать хорошую, настоящую музыку.

И судьба уже первого произведения для баяна Анатолия Кусякова – Первой сонаты – оказалась счастливой: на конкурсе в Клингентале ее исполняет Владимир Шишин и получает звание лауреата, ему присваивается первая премия.

Соната быстро завоевала всеобщее признание баянистов, и заслуга в этом в значительной степени принадлежит Семенову. Он записывает ее на грампластинку, включает в сборник концертного репертуара \“Играет Вячеслав Семенов\”. В своих гастрольных поездках артист часто исполняет музыку А. Кусякова.

Позже по заказу Всесоюзного радио А. Кусяков написал сюиту Зимние зарисовки. Затем, опять при участии В. Семенова, появляется Вторая соната, премьера которая состоялась в 1978 году на пленуме Ростовской организации Союза композиторов, а в 1981 году ее блестяще исполнил на международном конкурсе в Клингентале Геннадий Галицкий. Для Второго Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах был вскоре написан полифонический цикл – Фуга и бурлеска, а несколько позднее – Четвертая соната. Все эти произведения также создавались в творческом содружестве с первым исполнителем, Вячеславом Семеновым и ему же посвящены. Анатолий Кусяков входит в число известных российских композиторов, активно и плодотворно работающих в жанре музыки для народных инструментов.

Совместная работа В. Семенова с А. Кусяковым дала толчок и для развития творческого дарования, которое у Семенова проявилось еще в детстве. Его инструментовки для оркестра народных инструментов отличались красочностью, интересными находками в голосоведении. Но на серьезные систематические занятия композицией вначале просто не хватало времени.

И только с 1976 года Семенов начинает заниматься композицией регулярно. Начало этому также положила встреча и последующее творческое содружество с Анатолием Кусяковым. Однако теперь это были первые шаги в сферу профессиональной композиции не начинающего ученика, а зрелого мастера-исполнителя, имеющего солидный практический опыт. Баянист вновь учится – поступает в класс композиции А. Кусякова. Уже по первым сочинениям для баяна стало ясно, что в Семенова-исполнителе скрыто потенциальное дарование композитора. Его Донская рапсодия, Фантазия памяти Василия Шукшина, Болгарская сюита быстро вошли в концертный репертуар баянистов, стали популярными. Все они созданы либо на подлинно фольклорном материале, либо на материале, близком интонациям народных песен и танцев. Так, Донская рапсодия, объединяющая три сказа о Тихом Доне, включает традиционные для этого края песенные интонации, которые получили новую инструментальную трактовку. Яркость, содержательность и красочность музыкального материала, сложнейшие современные технические приемы, удобство фактуры – все это позволяет включать произведение в программы республиканских, всесоюзных и международных конкурсов. С ней Анатолий Заикин и Геннадий Галицкий на международном конкурсе Фогтландские дни музыки в Клингентале, а Михаил Зацепим на конкурсе Кубок мира в Гамбурге завоевали первые места.

Три сказа, составляющие цикл, связаны между собой интонационно. Первый сказ построен на сквозном развитии главной темы – донской казачьей песни Ой, да разродимая сторонушка – любимой песни М.А. Шолохова. В основе второй части – две казачьи песни Что ж ты, жинка, губы жмешь и Пчелочка златая. Обе мелодии веселого, шуточного характера. В третьем сказе использованы донская протяжная свадебная Туман яром и веселая озорная Из-за горочки туманик выходил. Получает дальнейшее развитие и тема первой части. Все три сказа рисуют картину народного гуляния, праздничного веселья. В произведении использован разнообразнейший арсенал приемов баянной техники, в частности, различные способы ремолирования. Удачно, в соответствии с художественным замыслом композитора и певучей природой баяна, имитируется многоголосное хоровое пение в протяжных эпизодах, использующих подголосочную полифонию.

Мелодический материал для следующего произведения – Болгарской сюиты – В. Семенов начал собирать еще будучи участником Всемирного фестиваля в Софии. Он был покорен яркими, ритмически своеобразными болгарскими мелодиями, виртуозной игрой местных народных музыкантов. Тогда он записал некоторые наиболее типичные мелодии. Позже, неоднократно посещая Болгарию, он каждый раз получал новые музыкальные впечатления, записывал услышанное.

Однажды В. Семенова пригласили выступить в телевизионной программе, в которой нужно было исполнить на баяне что- то болгарское. Так появились сначала две части сюиты Дайчово хоро и Севдана, а затем и третья – Ганкино хоро. В дальнейшем Болгарская сюита несколько раз перерабатывалась. В окончательном варианте она была в 1982 году объявлена обязательной пьесой на проводимом Обществом пропаганды концертного аккордеона национальном конкурсе исполнителей-аккордеонистов во Франции.

Фантазия памяти Василия Шукшина возникла после взволновавшего автора известия о трагической смерти талантливого писателя, актера и режиссера. Используя популярную песню Калина красная Я. Френкеля, звучащую в одноименном кинофильме Шукшина, Семенов создает произведение, полное глубоких переживаний, драматизма. Грустная лирическая мелодия Френкеля органично сочетается с возвышенно-кантиленной авторской темой. Поначалу темы сопоставляются, а в процессе развития объединяются, максимально синтезируясь в кульминации, где приобретают декламационно-патетический, величавый облик. Таким образом, в традиционную вариационную форму автор вносит черты симфонизма.

При всем удобстве и внешней доступности фантазия требует от баяниста музыкальной зрелости. Авторское исполнение этой пьесы оставляет незабываемое впечатление. Затем появляются новые сочинения В. Семенова – Старинная эстонская легенда (результат концертной поездки по городам Прибалтики), две детские сюиты, две сонаты для баяна, пьесы на украинские и белорусские народные темы и другие. Наиболее значительные его работы 70-х годов – Болгарская сюита, фантазия на тему песни Я. Френкеля Калина красная, Донская рапсодия – в числе наиболее ярких баянных произведений были опубликованы в VII части Антологии литературы для баяна (Музыка, 1990). В 1992-1993 годах несколько значительных, масштабных опусов В. Семенова (4 рапсодии, 2 детские сюиты, 2 сонаты, обработки народных мелодий) опубликованы в Германии.

В 1989 году авторитетная комиссия назвала Каприс №1 В. Семенова лучшей обязательной пьесой к Первому Московскому Международному конкурсу баянистов и аккордеонистов; четыре года спустя обязательной пьесой на Втором Международном конкурсе Кубок Севера также становится сочинение этого музыканта – пьеса Посвящение. В 1999 году он отмечен званием лауреата Международного конкурса композиторов в Москве, посвященном 2000-летию Христианства.

На примере творческой биографии Вячеслава Семенова мы еще раз убеждаемся в том, что чем шире круг профессиональных интересов, тем плодотворнее и весомее конечные результаты. Требовательно относится Семенов и к фонозаписям. Критически оценивая свой репертуар, Вячеслав Семенов сохраняет и совершенствует наиболее удачно звучащее, добиваясь полного слияния исполнительской формы и образного содержания сочинений. Лишь спустя 12 лет после первого успеха на международном конкурсе Вячеслав осуществляет запись первой пластинки, которая вышла в серии Произведения советских композиторов (1979).

Двенадцать лет – солидный срок для серьезной самооценки собственных достижений в исполнительстве. За эти годы определилась и стабилизировалась художественная направленность творчества, выкристаллизовался репертуар, более отточенным стало мастерство артиста. Для записи на грампластинку Семенов выбрал Первую сонату и сюиту Зимние зарисовки Анатолия Кусякова, органную Арию и токкату Георгия Мушеля и два собственных сочинения – Сказ о Тихом Доне и Болгарскую сюиту. Выпуск этой грампластинки – значительный успех артиста. Она дает представление о первой, можно сказать, соавторской интерпретации произведений А. Кусякова. Показаны возможности баяна в трактовке органного сочинения Г. Мушеля. Слушатель знакомится с дарованием Семенова как композитора и авторским прочтением его собственных сочинений.

О тщательности, с которой Вячеслав готовится к выступлениям, рассказывает автор и ведущая многих радиопередач, в то время старший преподаватель Ростовской консерватории Г.М. Вороника:
-- Вячеслав Анатольевич записывал рондо Бетховена соль мажор Ярость из-за потерянного гроша. Время для записи было выделено вечернее. Работа долго не спорилась, приходилось записывать буквально по кусочкам, но что-то постоянно не устраивало Вячеслава. Он замучил всех, на протяжении восьми часов добиваясь предельной точности передачи замысла, естественного и органичного воплощения на баяне пьесы, созданной для фортепиано. Было уже 4 часа утра. Помогая режиссерам, Семенов сам стал включать аппаратуру, склеивать, монтировать куски. Закончив работу, он все прослушал и сказал: Это не годится. Нет цельности, теряется характер развития. После этого взял инструмент и заново сыграл все произведение сначала. Тогда он нас всех покорил своей одержимостью, высочайшей требовательностью к себе, неистовым стремлением к совершенству.

Чаще всего в репертуаре В. Семенова встречаются сюитные и сонатине циклы. Вслушаемся в его интонирование разных по характеру мелодий, например, в лирическую Севдану из Болгарской сюиты. Прочувствован каждый момент звучания. Продумана логика мелодической структуры – взаимосвязь мотивов, фраз, предложений, всей формы в целом. Экономно использованы выразительные средства, нежнейший, теплый звук, еле уловимые цезуры, люфтпаузы, дающие почувствовать присутствие тишины, покоя.

Буквально зримой становится фантастическая мозаика на морозном стекле, когда слушаешь первую часть из сюиты Зимние зарисовки А. Кусякова. Обратите внимание на атаку звука и его тающее окончание, на трепетное сохранение и постепенное угасание – и перед вами уже не музыкант, а художник-живописец, мастерски использующий палитру разнообразных, еле уловимых тембровых красок, навеянных единым, немного грустным и в то же время просветленным эмоциональным состоянием. Настроение певучей нежности, утренней свежести чувств распространено и на последующие не только медленные, но и быстрые части сюиты, которые преисполнены мелодики. Виртуозным пассажам в пьесах Тройка, Северный ветер, Былина отведена роль фона, обрамляющего, расцвечивающего проведение основной мелодии или служащего ритмическим противовесом, подчеркивающим главный созерцательно-светлый образ. Контрастна лишь финальная Праздничная, но и она наполнена объединяющим дыханием кантилены.

Несколько иной характер интонирование характерен для исполнения В. Семеновым предпоследней части сюиты – “Былины”. Протяжная певучесть мелодии в духе русской песни передана с неподдельным, искренним чувством. Характерна неторопливость рассказа, мягкая, спокойная расчлененность музыкальных мыслей, объединенных единым настроением нежности, простоты повествования сначала о мирной жизни, а затем о драматических событиях, с последующим успокоением в послекульминационном разделе.

Поистине русский народный характер, широту, открытость и щедрость души, глубину чувств воспроизводит Семенов, исполняя эпизоды хорового, многоголосного звучания, например, Вступление к Донской рапсодии. Используя всю полноту и тембровое богатство баянного звука, Семенов приближается по сути к вокальной передаче народной песни. В тембре инструмента можно отметить удивительную мягкость баса – фона, на котором звучит спокойная, лирическая и в то же время мужественная песня.

Разнообразная палитра выразительных возможностей, которой владеет Семенов, позволяет ему подняться до философских обобщений в исполнении миниатюр, передать глубокую психологическую концепцию монументальных произведений, посвященных выражению общечеловеческих идей (Фантазия и фуга d-moll И.С. Баха, Рождение Господа О. Мессиана), раскрыть животрепещущие проблемы современного бытия (Соната А. Кусякова, De profundis С. Губайдулиной).

Рассматривая искусство Семенова, нельзя не отметить еще одну особенность его дарования – мастерство перевоплощения, художественного контраста. Примером тому может служить исполнение Севданы из Болгарской сюиты или заключительных тактов первой и особенно третьей из Первой сонаты А. Кусякова. После напряженных драматических событий по-особому звучит лирический эпизод, в котором до боли прочувствовано и нежно произносится каждая интонация, каждый мотив, создается ощущение полного покоя и безмятежности. Перед нами не формально контрастная смена громкости звучания, а большое искусство эмоционально-психологического перевоплощения. Анализируя игру Семенова, приходишь к выводу, что для него онтрастность – важнейшее средство в раскрытии образноинтонационного содержания произведений, разнообразных по стилям, жанрам и форме.

В целом контраст выступает как строго контролируемое художественное сопоставление различных музыкальных образов. Обладая даром эмоционального проникновения в содержание музыки, Семенов тем не менее никогда не поддается голой экспансивности, необузданности темперамента. Мера проявления чувств продумана, контролируема. Послушаем, для примера, запись на грампластинке Арии и токкаты из Органной сюиты Г. Мушеля, сюиты Зимние зарисовки и Первой сонаты А. Кусякова. Взрыв чувств нигде не дает каких-либо технических сбоев или эмоциональных срывов.

В то же время артистизм Семенова раскрывается с полным блеском, эмоциональной яркостью и темпераментом, когда экспрессия диктуется содержанием произведения. Вспомним авторское исполнение разудалой Масленицы И. Стравинского или Донской рапсодии, Первой сонаты А. Кусякова, которые артист играет с таким размахом, поистине русской удалью виртуоза-баяниста, что кажется нет предела непрерывно усиливающемуся эмоциональному накалу, напору темперамента, страстности.

В технике В. Семенова следует отметить, во-первых, непринужденность, легкость, кажущуюся простоту, во-вторых, ее полную подчиненность художественному исполнительскому замыслу. Семенов рассказывает, что самые сложные приемы игры, например, разновидности рикошетов, тремолирование мехом, пальцевая беглость и другие, не требовали длительной технической тренировки. Главное же внимание в работе над техническими моментами он уделяет их связи с музыкальным образом. Перед учениками же педагог часто ставит технические задачи повышенной сложности. Соответственно этому принципу на кафедре РГМПИ проводился зачет по технике, где все студенты обязательно должны сыграть ряд произведений высшей сложности, типа Итальянской польки С. Рахманинова в обработке И. Яшксвича, Вечного движения Н. Паганини и др. Прочная техническая база, органическая связь с музыкой позволяют Семенову свободно исполнять музыкальные произведения самых различных стилей и жанров.

Анализ многочисленных отзывов показывает, что исполнительская культура Семенова проявляется во всем, в уважении к автору произведения, в стремлении максимально точно передать композиторский замысел, во внимательном отношении к тексту, в искренности чувств. В своих переложениях Семенов, не нарушая композиторского замысла, часто переосмысливает фактуру, трихи, приемы педализации. Примерами могут быть сделанные им переложения для баяна оркестровых и органных партитур – Масленицы И. Стравинского или Фантазии и фуги g-moll И.С. Баха, транскрипции Чаконы И. С. Баха – Ф Бузони, Кампанеллы Н. Паганини – Ф. Листа.

Подражание внешнефонической стороне звучания органа или оркестра Семенов не считает главным. Баянными тембровыми оттенками он широко пользуется, чтобы подчеркнуть мелодическую структуру, характер образно-тематического материала, ладово-интонационное строение темы. В 1988 году музыкант переезжает в Москву и становится профессором кафедры народных инструментов ГМПИ имени Гнесиных. За это время лауреатами международных конкурсов стали его ученики Ю. Шишкин, Е. Гейзлер, А. Гервасов, А. Виденмейер, М. Сальников, Д. Соколов, Е. Петров, А. Селиванов, Ю. Медяник и др.

Педагогическое кредо Семенова-педагога – всемерное раскрытие творческих возможностей обучающегося. Всегда памятуя древнегреческое изречение о том, что ученик – не сосуд, требующий наполнения, а факел, который нужно зажечь, Семенов в первую очередь стремится максимально активизировать художественную мысль студента, побудить к самостоятельным наблюдениям и выводам.

Своеобразна уже сама организация учебного процесса в его классе: здесь превалирует “групповой метод” обучения. На занятиях обычно присутствует не один студент, а несколько. Активно вовлекаясь в учебный процесс, все они, таким образом, становятся участниками совместного педагогического действа, организуемого педагогом. Семенов может обратиться к любому из них с просьбой прокомментировать исполнение только что прозвучавшего музыкального эпизода, выявить допущенные недочеты.

Эффективность урока от этого значительно увеличивается. Во-первых, группа активных слушателей становится неким резонатором для студента, исполняющего музыку: повышается его ответственность, усиливаются концентрация внимания и творческая отдача. Во-вторых, появляется возможность охватить большее количество репертуара – у присутствующих в классе богащается общий художественный кругозор, расширяется эрудиция. В-третьих, происходит интенсивное воспитание их педагогических качеств и требовательности к исполняемому, умение сразу же обнаружить главные недостатки игры и наиболее действенные средства их устранения. И наконец, в четвертых, решается проблема положительного эстрадного самочувствия студента: он привыкает к рисутствию публики, которая не только перестает сковывать, а наоборот, стимулирует эмоциональный подъем, окрыляет его и располагает к более яркой игре.

Разумеется, такой групповой метод обучения осуществляется далеко не всегда, поскольку при игре на публике в сознании студента закрепляются не только успехи, но и неудачи. Тонкую индивидуальную работу, – подчеркивает Семенов, – нужно проводить с глазу на глаз; особенно это важно при работе с мнительными студентами. Кроме того, самолюбивому и целеустремленному студенту для активизации его домашней работы я могу сказать на уроке что-либо резкое, нелицеприятное, в присутствии же публики я обязан быть сдержаннее и дипломатичнее, чтобы не ущемить его чувство собственного достоинства.

Особая роль при составлении программы студента отводится Семеновым полифонической музыке. Начинается работа с двухголосных инвенций, ибо здесь, по справедливому суждению педагога, идеально прослушиваются движение и артикуляционная рельефность голосов, их развитие к кульминационной точке, взаимодействие друг с другом. Существенное место уделяется последовательности изучения крупных форм – от старосонатной, представленной, например, сонатами Д. Скарлатти и классическими вариациями, – к крупномасштабным сонатам и концертам.

При этом особый удельный вес занимают произведения, специально созданные для баяна. За годы обучения в вузе студент должен изучить творчество мастеров отечественной оригинальной баянной литературы и включить в свой репертуар ее наиболее интересные высокохудожественные образцы от сочинений А. Холминова и Н. Чайкина до опусов Вл. Золотарева С. Губайдулиной, А. Кусякова, Г. Банщикова, современных зарубежных композиторов Т. Лундквиста, Г Броме, Н. Бентсона, О. Шмидта, Б. Лорентсена и многих других.

При определении Семеновым программы развития студента, как и во многих других сторонах педагогической деятельности музыканта, немаловажное место отводится выявлению творческой инициативы самого обучающегося. Вопрос о соотношении между его желанием и возможностями сыграть то или иное произведение всегда находится в центре внимания педагога. Для Семенова в равной степени важны как объективный уровень музыкально-технического развития, так и характерные черты психологического склада личности студента. Если педагог обнаруживает в ее направленности ярко выраженный мотив самоутверждения, то смело включает в индивидуальный план обучающегося даже те произведения, которые пока му слишком сложны. Ибо справедливо полагает, что элементы здоровой конкуренции, соревнования для честолюбивого студента очень важны: он начинает как бы бежать впереди себя, как оказывает практика семеновского класса, порой будет все свое свободное время заниматься на баяне – но освоит в должной мере то, что очень хочет сыграть.

В 80-90-е годы более интенсивной становится также методическая работа музыканта. Появляется несколько его методических статей, он становится редактором-составителем етвертого выпуска сборника Баян в концертном зале. На протяжении 1989-1991 годов в эфире прозвучало 35 получасовых радиопередач Играют баянисты, где Семенов – автор и ведущий. Продолжается также его активная композиторская деятельность: написано множество новых интересных сочинений, из которых выделяются Вторая соната для баяна Баскариада, Четыре пьесы эпохи Ренессанса, Каприс №1, ставший обязательным произведением Первого Международного конкурса баянистов-аккордеонистов в Москве, Брамсиана и ряд иных произведений и обработок народных мелодий.

В 1990-е годы народного артиста России Вячеслава Семенова часто приглашают в качестве председателя и члена жюри на многие международные конкурсы, он проводит открытые уроки, семинары, мастер-классы в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Португалии, Нидерландах, Китае, работает председателем Государственной экзаменационной комиссии в Лондонской королевской академии музыки. С неизменным успехом и ныне проходят его гастроли во многих странах мира. На международных конкурсах в Клингентале за 1992-1993 годы его произведения прозвучали более 60 раз, сегодня они – неотъемлемая часть педагогического и концертного репертуара баянистов-аккордеонистов.

В последние годы музыкант часто выступает также в дуэте с Натальей Семеновой, яркой домристкой, много гастролирует по стране и за рубежом.

В заключение статьи хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Семенов является одним из наиболее ярких представителей баянного искусства, внесших огромный вклад в его пропаганду. Многогранная исполнительская, педагогическая, композиторская и общественная деятельность артиста получила всеобщее признание специалистов и слушателей в нашей стране и во многих зарубежных странах.

Дарование Вячеслава Анатольевича Семенова находится в полном расцвете. Впереди новые творческие планы, новые гастроли, большая общественная музыкальная деятельность на благо отечественного музыкального искусства.

Ушенин В.В., Имханицкий М.И. Вячеслав Семенов // Портреты баянистов: [сб. ст.] / Рос. акад. музыки им. Гнесиных ; отв. ред. М.И. Имханицкий. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. - с. 157-180.



English version

Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!


Здесь Вы сможете найти:

Партитуры

Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.

Книги по истории и теории исполнительства
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.

Музыкальные и видео- записи
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и видеозаписи концертов этого коллектива.

А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «Школе художественного мастерства».



Новые книги

Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)

Ушенин В.В. Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста): очерки методики профессионального обучения


Школа игры на аккордеоне

Книга В.В. Ушенина «Школа игры на аккордеоне»


Главная Биография Ноты для баяна Аудио/Видео Книги Галерея Ученики
E-mail:

Copyright © 2007-2016 Ушенин В.В.

In English (by translate.yandex.ru)


Мой канал в Youtube